Форум » Мирское бытие и Старообрядцы » Читая книгу Н. В. Понырко «Три жития – три жизни» » Ответить

Читая книгу Н. В. Понырко «Три жития – три жизни»

Александр Гоголев: Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Подготовленную к печати институтом русской литературы РАН. Отрывок из главы - «Житие боярыни Морозовой как литературный памятник и историческое свидетельство. (Стр. 20 – 21) …Федосья Прокопьевна Морозова — наш «вечный спутник». Многое нам близко и понятно в ней по духу. И слишком многое нам близко и понятно в истории русского «ГУЛАГа XVII века» потому, что после XVII века был век XX с его собственным ГУЛАГом. Духовный поединок боярыни Морозовой с царем и его подручными нам доступен в его психологических деталях потому, что нам понятны психологические детали духовных поединков, свершавшихся в застенках ГУЛАГа в наш век, — если не на собственном опыте, то через таких свидетелей, как Солженицын и Шаламов. У А. И. Солженицына в романе «В круге первом» есть эпизод с ночным допросом инженера Бобынина в приемной министра госбезопасности Абакумова. Бобынин тоже отказывается стоять в момент допроса. Усевшись с вызовом в удобное кресло (опешивший министр даже не успел крикнуть ему: «Встать!»), Бобынин на вопрос Абакумова «Но вы представляете, кем я могу быть?» — юродствуя знакомым нам образом, я бы сказала, по-аввакумовски, отвечает: «Ну кем? Ну кто-нибудь вроде маршала Геринга?» И затем герой Солженицына произносит свой потрясающий монолог о том, что лишенный всего — жены, ребенка, родителей, всякого имущества вплоть до одежды, внешней свободы — человек делается «снова свободен». Здесь, приведены примеры, абсолютно разные, по смыслу произошедших событий. Была осуществлена примитивная спекуляция на несопоставимых сравнениях, в угоду современным веяниям. Данная книга, хоть и поддерживается Митрополией, но по своему содержанию, не всегда соответствует сути и духу Старообрядчества.

Ответов - 0



полная версия страницы