Форум » Компактная библиотека » ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ » Ответить

ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ

sejatel: Духовные ответы, 1 (1995) (Остальные номера журнала "Духовные ответы" находится в конце текста) • I. БОГОСЛУЖЕНИЕ. МОЛИТВА. ПОСТЫ. ИКОНЫ. 1. Как полагать крестное знамение при совершении молитвы Исусовой? Возлагая руку на чело (лоб), говорят: “Господи”, полагая на живот — “Исусе Христе”, на правое плечо — “Сыне Бо¬жии”, на левое плечо — “помилуй мя грешнаго”. Такое ука¬зание содержится в книге “Старчество”. (“Церковь”, 1913, ¹ 19). 2. В книге “Сын церковный”[1] говорится, что и возлегши на одр, должно перекрестить лицо свое. Можно ли креститься, лежа в постели? Совершить крестное знамение на себе, даже находясь в постели, — дело, свойственное истинному христианину, и это не только не греховно, но и похвально. Порфироносный пророк Давыд говорит в своем 6 м псалме: “Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Псал. VI, 7). И св. апостол Павел говорит: “Едите ли, пиете ли, или ино что делаете, все делайте в славу Божию” (1 Кор., X, 31). 3. Что означает поемая во время литургии Херувимская песнь? Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол. Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. 4. Как разуметь о кадиле и каждении? У блаженного Симеона находится следующее изъяснение: “Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее. Огонь как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество... Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения. По существующему обычаю, священник при каждении держит кадило так: кольца надеваются на пальцы, мизинец и безымянный, которые затем соединяются с большим пальцем во имя Святыя Троицы, а два перста, указательный и великосредний, протягиваются, в знак изображения Божества и Человечества Сына Божия, т.е. слагаются персты, как для крестного знамения или благословения. (“Церковь”, 1913, ¹ 8). 5. Можно ли молиться с иноверным, пожелавшим стать христианином? Есть различие между оглашенным, и тем, кто просто пожелал стать христианином. В то время как только пожелавшие быть христианами по правилам церковным до общецерковной молитвы не допускаются, оглашенные в известных случаях допускаются. 6. Почему малый начал называется семипоклонным, а поклонов в нем восемь? “Боже милостив” — один поклон, “Создавый мя” — другой поклон, “Без числа согреших” — третий поклон — все поясные (в зависимости от церковного календаря могут быть и земными). “Достойно есть” — четвертый поклон земной всегда; “Слава Отцу” — пятый поклон, “И ныне” — шестой поклон, “Господи помилуй (дважды), Господи благослови” — седьмой поклон (эти три поклона так же, как и первые, могут быть либо поясными, либо земными). Потом отпуст: “Господи Исусе Христе” и проч. Здесь уже поклон до земли без крестного знамения, ибо что этот поклон относится к настоятелю, т.е. священнику, если в храме, а дома — мысленно к своему духовному отцу 7. Можно ли молиться на нестарообрядческие иконы? По святоотеческим правилам следует поклоняться и почитать иконы, писанные по преданию, а не своего человеческого измышления. В различных христианских обществах в настоящее время есть изображения и таких “святых”, которых не было у древлеправославной русской Церкви, и таким поклоняться не следует, если мы считаем себя истинными христианами, по древнему благочестию подражателями своих предков. Свв. правила запрещают изображать иконы на бумаге и на жести. Можно жить в мире и дружбе со всеми людьми, но не должно поступаться своими религиозными убеждениями для этой дружбы, ибо это человекоугодничество есть грех пред Богом. (“Златоструй”, 1912, ¹ 7). 8. Что означает, когда на осьмиконечном кресте с распятием изображен Господь Саваоф и Святой Дух, а иногда Нерукотворенный Образ? На кресте, когда изображается распятие Христа, то внутри изображен еще один, осьмиконечный, крест, на котором, собственно, и изображается тело Христово, так что внешний крест, сделанный из дерева или металла символизирует собою как бы всю Вселенную, а Крест Христов — распятие. Так как Сын Божий по Божеству Своему пребывал всегда со Отцем и Святым Духом, то выше распятия, как бы во Вселенной, изображается Бог Отец в виде старца “ветхаго деньми”, как Он являлся пророку Даниилу, и Дух Святый в виде голубя, как благоизволил Он явиться на Иордане во время крещения Христа. Это изображение Креста Господня есть всеобдержное от времен апостольских и обязательное для всех христиан. Кроме того, в нашей Святой Церкви встречается еще изображение на внешнем кресте, выше распятия, Нерукотворенного Образа. Такое изображение появилось после того, как в III веке по Рожестве Христове благоизволил Бог явить такое знамение Честнаго Креста на небе св. великомученику Прокофию, который заказал себе сделать крест наподобие виденного, т.е. с изображением Нерукотворенного Образа. Это последнее изображение тоже признано Церковью, если кто желает иметь на память о чудесном видении св. великомученику Прокофию, но не как знак (символ) догмата христианского о Святой Троице. Надо помнить, что мы изображаем Бога Отца и Святаго Духа не на том кресте, где изображено распятие, а на том, который должен представлять собою всю Вселенную, и это делаем, чтобы показать веру во Святую Троицу, как о Ней учили святые отцы Церкви. (“Златоструй”, 1912, ¹ 7). 9. Можно ли поклоняться четырехконечному кресту? Святая Церковь почитает совершеннейшим видом Креста Христова крест осьмиконечный, на котором Господь наш Исус Христос завершил свои страдания. Блаженной памяти епископ Арсений уральский говорит об этом: “Разумеется, что на подлинном Кресте Господнем было подножие и надписание на доске, наше древнее благочестие тщилось истовее определить самый образ и вид сего подлинного Креста Господня и остановилось на его осмоконечии, как вернейшем и истовейшем подлинному Кресту Господню, на нем же и пречистое тело Его пригвождено бысть”. Однако св. Церковь не отрицает и крест четвероконечный, как имеющий главные основные части Креста Господня. 10. Что означают на иконах Пресвятыя Богородицы три звездочки? Иконные изображения святых Божиих не только напоминают нам о богоугодной жизни святых на земле, но Святая Церковь в самых одеждах святых, положении их тела, рук и т.д. старается предложить нам урок назидания и благочестивого размышления. 11. Почему св. Иоанн Предотеча изображается на иконах иногда в образе человека, а иногда с крыльями, наподобие ангела? Известно, что св. Иоанн был сыном священника Захарии, следовательно, был человек, поэтому в человеческом образе он и изображается на свв. иконах. Но о его рождении прежде Христа Богу угодно было возвестить чрез пророка Малахию за много лет до Христа, и в этом пророчестве было сказано: “Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною” (Малах., гл.3, ст.1). Здесь св. Предотечу Бог называет Ангелом Своим, а так как свв. ангелы изображаются в виде юношей с крыльями, то посему и св. Иоанн изображается по их подобию. (“Златоструй”, 1912, ¹ 5). 12. Как обращаться с теми изображениями, которые напечатаны на бумаге; можно ли их ставить вместе с иконами и кланяться им? Свв. правила соборные запрещают молиться на иконы, писанные на бумаге; поэтому считать иконами изображения святых, например, в календарях, целебниках и пр. погрешительно, следовательно, и кланяться им не дозволяется. Изображения эти печатаются только для более наглядного представления о том, что написано, просто как иллюстрации[2]. (“Златоструй”, 1912, ¹ 9). 13. Как освящаются вновь написанные иконы? Существует искони установившийся обычай приносить вновь написанные иконы в храм, или просто к священнику для окропления святой водой. При таком окроплении освящаются не лики святых, а лишь материалы, из которых сделан образ. (“Церковь”, 1912, ¹ 13). 14. Можно ли простолюдину кадить святые иконы при богослужении? За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею[3]; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3 й песни канона. (“Златоструй”, 1912, ¹ 7). 15. Каким образом можно совершать каждение мирянам? Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест[4] и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. (“Церковь”, 1912, ¹ 35). 16. Во время богослужения в церкви производится торговля свечами; подобает ли это? Что такое слово “торговля” или “торговаться”? Это значит запрашивать цену, сбавлять, вести спорную беседу о предметах торговли и проч. Если у вас в храме творится что-либо подобное, то это бесчиние и дело беззаконное. Но если христианин, пришедший в храм помолиться, пожелает принести жертву Богу и затеплить свещу, но с собою он таковой не взял, и потому положит свою лепту на свещной ящик и попросит поставить свещу, или сам это сделает, то разве это будет торговля? Тем более, что часть этой жертвы идет на благоукрашение храма Божия. 17. Как полагать семнадцать земных поклонов в пост: прибавочные после всей лестовки, или в числе положенных по лестовке, и какую читать молитву? В Великий пост на всякой лестовке следует полагать 17 поклонов земных последних, а не прибавлять; молитва же читается тому святому, которому христианин молится по лестовке. Например, если духовный отец наложил епитимию три лестовки: Спасу, Богородице и св. Николе, то, помолившись по лестовке с молитвою Исусовою поясные поклоны, последние 17 надо полагать земные с той же молитвою; затем вторая лестовка Богородице с молитвою “Богородице Дево”, или с запевом “Пресвятая Госпоже Богородице спаси нас”, и последние 17 поклонов с этою же молитвою; так и другим святым. (“Златоструй”, 1912, ¹ 9). 18. Может ли молящийся в церкви стоять без лестовки? Святая древлеправославная русская Церковь всеобдержно установила и ввела в обычай молиться христианам с лестовками; тем паче это должен выполнять клирик. Не исполняющий же этого святоотеческого обычая производит соблазн между верующими, а молодежи дает худой пример. (“Златоструй”, 1912 г., ¹ 11). 19. Кто должен читать поучение в конце литургии: обязательно священник, или может и причетник? Святоотеческие поучения составлены священными лицами, а не простецами, отсюда видно, что собственно следует читать священнику или диакону. Но если почему либо эти священные лица не могут читать, то, чтобы народ не остался без назидания, священник может благословить чтение и уважаемому чтецу или уставщику. По 58 правилу свв. апостол священник обязан поучать людей, паче же в день недельный, а уклоняющийся от этой обязанности подлежит наказанию. (“Златоструй”, 1912, ¹ 7). 20. Какие виды крещения в Церкви считаются правильными? Святая Церковь признает только один вид крещения, именно трехпогружательный. Об этом довольно определенно говорится в 50 правиле свв. апостол: “Аще кто, епископ, или презвитер, не крещает в три погружения, но во едино погружение... да извержется таковый” (Кормчая, л.13 об.). Что же касается обливательного или окропительного крещения, то такие действия не могут быть и названы правильным (истинным) крещением. (“Церковь”, 1913, ¹ 39). 21. Можно ли православному священнику крестить младенца, родители которого еретики или неверующие? Тайна св. крещения совершается над младенцами по вере их родителей и восприемников и для того, чтобы потом воспитали они младенца в вере Христовой и благочестии. Но если родители еретики, они не будут воспитывать свое дитя в правилах истинной веры, и понятно, что священник не должен совершать св. крещения над младенцем, родители которого желают только совершить обряд, без сердечного желания воспитать своего ребенка в вере Христовой, иначе это будет кощунство. Но в некоторых случаях, по вере восприемника, крещение все же возможно. В поучении восприемнику указано, чтобы он имел попечение о душевной пользе крестника паче плотских родителей. (“Златоструй”, 1912, ¹ 6). 22. Почему именно восприемник, т.е. крестный отец составляет с воспринятым им, т.е. крестником, родство даже большее, чем плотский отец? Об этом довольно ясно говорится в книге Кормчей: “Святое крещение есть божественное рождение и души обновление. Иже убо аще крещен будет... исходя от спасительныя бани, абие восприемлем от единаго вернаго человека, иже должен есть к благочестию наставляти его, и есть свидетель крещения его. И сицевый человек нарицается восприемник и отец духовный крещеному, и больший есть, нежели отец родной его по плоти; он убо к плотским служит ему, сей же к духовным. Посредствующи же Духови Святому, отец духовный крещеннаго бывает, брат плотскому его отцу” (Кормчая, в главе о сродстве, еже от святаго крещения). Восприемник, которому священник передает крещаемого, принимает его для духовного воспитания, для наставления в истинах православной веры в течение всей жизни им воспринимаемого. (“Церковь”, 1913, ¹ 22). 23. Как нарекать имя младенцу? В книге блаженного Симеона Солунского говорится, что наречение имени младенцу можно совершать по желанию родителей (см. его книгу, гл.59). Вследствие сего, священник, совершивший наречение младенцу имени, не прилучившегося на 8 й день по рождении младенца, не нарушает церковных правил, ибо не имеется указаний на то, чтобы давать имя младенцу непременно по имени святого, прилучившегося на 8 день после его рождения. Что же касается Служебника, где говорится о наречении имени младенцу во осьмый день по рождении, то это должно понимать, что самое наречение имени должно совершаться в восьмой день. Причем и относительно этого дня говорится не утвердительно, но или в восьмой день, или “како прилучится” (л.491 об.)[6]. (“Церковь”, 1913, ¹ 13). 24. Какое значение имеют венцы, возлагаемые на брачующихся? Венцы имеют символическое значение. Этим знаменуется царская власть и благословение вступающим в брак соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властью ко благу подвластных им. Помимо того, так как в древности венцами украшались главы победителей, положение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградою за их целомудренную жизнь до брака. При возложении венцов священник произносит тайнодействующие слова и, благословляя обоих, возглашает: “Господи Боже наш, славою и честию венчай их”. (“Церковь”, 1913, ¹ 12). 25. Какое поминовение полезно для души умершего? Не напрасно, говорит св. Златоуст, бывают приношения за умерших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Святой Дух, желая, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу (Творения его, т.IX, стр. 207). Выскажемся здесь лишь в отношении поминальных обедов 9, 20, 40 и годового дней поминовения и сорокоустия, т.е. служения 40 литургий. 26. Можно ли совершать отпевание и поминовение некрещеных младенцев? Над таковыми не совершается отпевание и не творится поминовение, так как они не очищены от прародительского греха, а очищение это дается только при крещении. Св. Иоанн Златоуст говорит об умерших оглашенных, что “они лишены всякой помощи, кроме одной. За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу” (Творения его, т.XI, стр.248). Что же касается будущей участи умерших некрещеными младенцев, то св. Григорий Богослов говорит следующее: “Они ни прославятся, ни накажутся от Праведного Судии”. (“Церковь”, 1913, ¹ 26). 27. Можно ли покойнику (простецу) по его желанию, класть в гроб крест или икону? Всякому христианину надлежит исполнять то, что содержится в Писании или уставах и святоотеческих преданиях. Святоотеческий обычай у нас — класть в гроб лестовку, а крест кладется на руки покойнику, пока идет отпевание, а затем снимается. Поэтому надо руководствоваться не желанием, в этом случае, усопшего, а тем обычаем христианским, который издревле существует. Если умирающий перед смертью начинает выражать свои желания, противные церковной практике и обычаям святоотеческим, то надо кротко вразумлять его, а в случае безуспешности убеждений, после его смерти, надо творить то, что подобает истинным христианам, а не выполнять необоснованные желания больного умирающего. 28. Не погрешительно ли называться старообрядцами? Мы называем и считаем себя христианами истинными, а название “старообрядцы” нам дала гражданская власть, и в этом, конечно, мы не повинны, ибо когда даже мы сами себя называем старообрядцами, то под этим именем разумеется, что содержим древлеправославную веру, которая сияла до времен бывшего патриарха Никона, в которой не только спасались наши предки, но прославлялись многие святые угодники Божии. И этим именем мы подтверждаем, что содержим не только истинную веру, но и все древние уставы, обычаи и обряды, которые также необходимы для душевного спасения. Следовательно, ничего погрешительного здесь нет. (“Златоструй”, 1912, ¹ 6). 29. Можно ли духовному отцу за совершение крещения, покаяния и брака брать деньги? В святом Писании сказано: “Достоин делатель мзды своея”, отсюда очевидно, что брать за труд деньги, если дают, нисколько не предосудительно. Другое дело, если духовный отец требует, и притом определенную сумму, и без этого не желает исполнять своих обязанностей, тогда он подлежит суду по святоотеческим правилам, как нарушающий заповедь Самого Спасителя: “Туне приясте, туне дадите” — т.е. даром получили, даром давайте. “Златоструй”, 1912, ¹ 12). . 30. Как подобает ходить женщине: с покрытой, или же с непокрытой головой? Св. ап. Павел заповедал женам покрывать голову, и на основании его слов читается после обручения “молитва одеяти главу девице брачной”, а в этой молитве (в Потребнике изложенной) сказано: “Сия же (жена) покровенною главою со благоговением и целомудрием добре утворяет себе делы благими и пение приносит славе Твоей. Сам благослови рабу Свою сию (имярек) и украси ея главу красотою, к Тебе благоугодною, да Твоим заповедям шествует...”. Отсюда ясно, что женщине надо покрывать свою главу, и это называется в молитве исполнением Божиих заповедей. (“Златоструй”, 1912, ¹ 6). 31. Почему женщинам необходимо покрывать свою голову? По этому вопросу мы имеем наставление св. апостола Павла: “Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается” (1 Кор., XI, 5,6). Св. Иоанн Златоуст говорит во объяснение этих слов апостола: “Мужу апостол повелевает быть открытым не всегда, а только во время молитвы... Жене же повелевает быть покрытою всегда; потому что сказав: “Всяка жена молитву деющая или пророчествующая откровенною главою срамляет главу свою”, он не останавливается на этом, но еще продолжает: “Едино бо есть и тожде еже быти остриженей”. Если остриженной всегда постыдно, то очевидно, что и быть непокрытою всегда постыдно. (Апостол) не останавливается на этом, но еще присовокупляет: “Должна есть жена власть имети на главе ангел ради”; показывает, что не только во время молитвы, но и всегда она должна покрываться (Творения его, т.X, стр.257). Что же касается того, должно ли женщине заплетать волосы в две косы или в одну, писанного о том мы не встречали. Лишь знаем, что в силу издревле существующего среди православных христиан обычая женщины плетут свои волосы в две косы, а девицы в одну. (“Церковь”, 1913, ¹ 39). 32. Из чего следует, что христианам следует носить пояс? О необходимости ношения пояса говорит, например, св. Василий Великий: “Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф., III, 4); а еще прежде его Илия, потому что как отличие сего мужа описано: “Муж космат, и поясом усменным (препоясан) о чреслех своих” (4 кн. Царств, I, 8). Указывается, что и Петр употреблял пояс, как видно из слов ангела, говорящего ему: “Препояши, и вступи в плесницы твоя” (Деян., XII, 8). И блаженный Павел, по пророчеству о нем Агава, оказывается употребляющим пояс, ибо сказано: “Мужа, егоже есть пояс сей, тако да свяжут в Иеросалиме” (Деян., XXI, 11). И Иову повелевает Господь препоясаться. Как бы в ознаменование какого то мужества или готовности ему сказано: Препояши яко муж чресла твоя” (Иов, XXXVIII, 3). И у всех учеников Господних было в обыкновении употребление пояса, как видно из запрещения “не иметь меди при поясех” (Творения св. Василия Великого, т.2, стр.361 издания 1911 г.). (“Церковь”, 1913, ¹ 42). 33. Можно ли “по нужде” принять причастие от новообрядческого священника? Признавая иерархов господствующей церкви погрешающими против святоотеческого учения, мы отнюдь не должны обращаться к ним за совершением таинств. Это решительно воспрещают свв. отцы Церкви Христовой. Таинства, по изъяснению отцов Карфагенского собора, спасительны, вечны и животворящи только в Церкви Христовой, а в ином обществе они подвергают только осуждению и казни. Тех, кого по нужде крестили миряне, надлежит доставить к православному священнику, чтобы он довершил таинство крещения; если же крестившийся таким образом умрет ранее, то “Божественная благодать совершает и”. Однако следует помнить, что это сказано только о случае крайней необходимости и не может оправдывать отмену совершения таинства священником. Таким образом, на основании приведенных святоотеческих наставлений нам нет нужды прибегать к инославным попам (общение с которыми в таинствах отдаляет от Бога) как для крещения наших детей, так и для причащения. (“Церковь”, 1912, ¹ 34). 34. Как наказываются совершающие аборты? По вопросу об абортах укажем следующие правила: 6 го вселенского собора правило 91 е, Анкирского собора правило 21 е, Василия Великого правило 2 е. Все эти правила гласят, что женщина, принимающая средства, чтобы произвести выкидыш, подлежит осуждению как за вольное убийство. Впрочем, каноническое наказание за это преступление назначается вполовину против того, какому подлежат вольные убийцы: вместо 20 летней — 10 летняя епитимия с отлучением от принятия Святых Таин. (“Церковь”, 1913, ¹ 12). Архив номеров "Духовных ответов" http://slil.ru/24741247

Ответов - 1

bagor:



полная версия страницы